Восточные методы леченияК восточным методам целительства прежде всего относят китайскую и индийскую медицинские традиции, с которыми тесно связаны (возможно, произошли от них) тибетская, тайская, японская и другие школы восточной медицины. Еще до начала новой эры, в эпоху Чжоу, более двух тысячелетий назад, в Китае появились капитальные медицинские трактаты — например, «Цзочжуан», в котором описаны методы чженьцзю-терапии (иглоукалывания, или акупунктуры), и «Нэйц-зин», содержащий сведения об анатомии и физиологии человека, о профилактике и лечении многих болезней. Принципы, изложенные в них, используются в восточных медицинских школах до сих пор.

Мы не склонны относить восточные традиции к «народной медицине», поскольку лечение осуществлялось не индийскими колдунами или китайскими шаманами, а профессиональными специалистами, проходившими курс обучения и нередко являвшимися потомственными лекарями. Но их медицинская наука безусловно альтернативна европейской школе, так как основана на иных принципах. Это различие можно сформулировать так: европейские врачи борются с болезнью, вызываемой вирусами или микробами, ранами или поражением какого-то органа, а восточные медики стремятся устранить первопричину болезни, воздействуя на весь организм в целом и пробуждая силы самоисцеления, способные восстановить естественную гармонию. Следует, однако, отметить, что противостояние двух этих медицинских методов существовало в прошлом, век назад, когда в Европе и Америке были мало осведомлены о восточной медицине. С той поры многое изменилось, и сейчас ряд приемов восточной медицины органично вошел в медицину европейскую. Теперь не нужно ехать в Китай, чтобы лечиться иглоукалыванием, а гимнастику и дыхание по системе йогов можно освоить без посещения Индии.

Одним из главных моментов китайской медицины является метод диагностики, основанный на четырех принципах: осмотр, выслушивание и обнюхивание, опрос и ощупывание (пальпация). Цель осмотра состоит в получении сведений о внешности пациента, его теле (особенно состоянии глаз и языка) и его душевном настрое (то есть о его психическом типе и готовности бороться с заболеванием). Большое значение придается осмотру языка, определенные зоны которого связаны с важнейшими органами: сердцем, легкими, печенью, почками, поджелудочной железой и желудком.

Выслушивание и обнюхивание заключается в том, что целитель анализирует речь пациента и телесные звуки (хрипы, бурчание и т. д.), нюхает выдыхаемый воздух, обоняет запахи его тела и выделений. Изучение запахов весьма подробное — имеются в виду запахи кожи, пота, кала, мочи и запахи, исходящие из носа и ушей, даже запах гениталий.

Задача опроса включает выявление ощущений пациента, описание им своего самочувствия, болезненных признаков, времени их появления и той причины, которая, по мнению больного, привела к недугу. Целителя также интересуют многие другие вещи: есть ли проблемы с пищеварением, сном, сексуальной активностью, слухом, зрением, испытывает ли пациент чувство жара и холода, бывает ли сильная потливость и т. д. В процессе этого опроса делаются заключения о духовном состоянии больного, его эмоциях, социальном статусе и психическом типе.

Ощупывание — заключительный и очень важный элемент обследования. Восточные медики владеют искусством диагностики по пульсу, применяя для его описания особую терминологию: частый, редкий, широкий, плоский, мягкий, узкий. То или иное состояние пульса позволяет выявить проблемы с сердцем, печенью, кишечно-желудочным трактом и т. д. Кроме изучения пульса производится общая пальпация тела, причем особое внимание уделяется точкам акупунктуры — поверхностным нервным узлам, которые стимулируются чженьцзю-терапией. По канонам китайской медицины в этих точках телесные «энергетические потоки» более всего приближаются к поверхности кожи, и их ощупывание позволяет судить о состоянии организма.

Процесс диагностики описан нами для того, чтобы читатели знали, какому тщательному осмотру они подвергнутся, обратившись к восточному целителю. Что, как мы увидим из дальнейшего, не исключается — такие специалисты, настоящие и неподдельные, наезжают в наши края, особенно в Москву и Петербург. Казалось бы, зачем такое обследование, — ведь диагноз ясен: диабет I или II типа, а о степени болезни и сопутствующих осложнениях расскажет медицинская карта больного. Но восточный целитель всегда составляет собственное впечатление о недуге и человеке, который им поражен.

Цель последующего лечения заключается в восстановлении гармонии организма, баланса между энергиями ян и инь (покоя и активности). Это достигается с помощью диеты, препаратов, массажа, акупунктуры и особой гимнастики цигун. Необходимо отметить, что любой из перечисленных приемов может использоваться отдельно, если речь идет о временном и не слишком серьезном болезненном состоянии. Но при лечении сложных хронических заболеваний, к которым относится и диабет, практически всегда будут использованы все пять методов в целостном единстве. Иначе говоря, целитель не будет лечить вас только тибетскими травами, а назначит комплекс мер: диета, лекарства, иглоукалывание, массаж, гимнастика. А что делает наш врач-эндокринолог? В сущности, назначает то же самое: диету, лекарства, физическую активность. Что доказывает: настоящие медики, где бы они ни родились, в Китае, Индии или России, люди очень разумные.

Далее мы не будем касаться диеты и лекарств восточных медиков, а поговорим о йоге, гимнастике, массаже, иглоукалывании. Мы полагаем, что диета, которую предложит диабетику китайский врач, будет во многом подобна той, которая назначается нашими докторами, — диабет в этом смысле не обманешь. Что касается таинственных восточных препаратов, то получать их следует только из рук настоящего целителя, а не г-на Ю. Захарова. Кстати, и цена будет другой, отнюдь не атомной. Мы также предупреждаем вас, что принимать фитопрепараты экзотического происхождения, полученные из неверных рук, чрезвычайно опасно. В Бельгии у пятидесяти женщин, принимавших китайские травы, возникла почечная недостаточность, а более семидесяти человек отравились травами, имевшими примесь мышьяка.

Завершая этот материал, зададимся вопросом: способны ли восточные целители полностью излечить диабет или другое тяжкое и намного более страшное заболевание? Что касается первичного сахарного диабета любого типа, ответ будет отрицательный. Уверяем вас, что диабетики в Китае и Индии точно так же используют инсулин, как в России и Европе; к тому же в Индии находится крупнейшее производство современного инсулина компании «Лилли». Так что не ждите от восточной медицины чудес. В этом случае можно говорить только об общеукрепляющем воздействии, облегчении течения болезни и помощи в борьбе с ее хроническими осложнениями. Чудеса — это вообще не та категория, когда речь идет о диабете. Или, например, о раке.

Рассказывает профессионал

Татьяна Науменко была другом нашей семьи — можно сказать, потомственным другом, так как дружили еще наши родители. Милая женщина, прекрасный переводчик, член Союза писателей Санкт-Петербурга… Мы с ней работали вместе, переводили фантастическую эпопею Знн Маккефри «Всадники на драконах», а в свои последние годы она занималась очень сложной переводческой работой — буддийскими мистическими текстами.

Однажды она сказала мне, что к нам в Петербург регулярно приезжают целители из Индии, и с одним из них Татьяна была хорошо знакома. В шутку она называла его «индийским князем», но князем он на самом деле не был, а принадлежал к семье потомственных целителей, домашних врачей какого-то индийского раджи и его предков. «Князь» (буду называть его так) не говорил на английском, приезжал с личной переводчицей-индианкой, и Таня с ними работала, переводила с русского на английский, а индианка переводила с английского на хиеди. Таким образом «князь» и опрашивал больных, через двух переводчиц. Никакой рекламы по случаю его приезда не было, пациенты, которых он вел годами, записывались на прием заранее, а новые появлялись только по рекомендации. Я очень жалею, что не познакомился с этим целителем и не выслушал его советов, — по крайней мере, это было бы интересно. Настоящий индийский медик, да еще потомственный! По словам Татьяны, лечил он очень эффективно.

Прошло время, и с Таней случилась беда. Она похудела, ослабела, стала себя плохо чувствовать и легла на обследование в клинику Первого медицинского института. Мы с женой и многие ее друзья навещали Таню в клинике. Врачи, не вдаваясь в детали, говорили нам, что пришлось сделать операцию на поджелудочной железе и теперь Татьяне гарантирован диабет. Таня из-за этого не печалилась — я много рассказывал ей о диабете, и она видела, что я живу с этой болезнью совершенно нормально.

Спустя месяцы мы узнали, что никакой операции в сущности не было — разрезали, посмотрели и зашили. Неоперабельный рак поджелудочной железы… Спасти ее могло лишь чудо.

В те дни «князь» был в Петербурге. Пришел к Тане, посмотрел ее, но помочь не смог. П тогда он привел к ней своего коллегу, другого индийского врача, который в тот момент тоже находился в Петербурге. Дальнейшее передаю со слов Таниной подруги, которая была информирована о случившемся гораздо лучше меня. «Князь» — врач очень высокой квалификации, но его коллега был еще сильнее, просто чудодей. Он пытался что-то сделать — не знаю, давал ли он Тане какие-то лекарства, применял ли акупунктуру или биоэнергетическое воздействие… Ничего не помогло. Таня истаяла как свеча. Весной 2006-го она скончалась…